Алматы қаласы Білім басқармасының
«№37 жалпы білім беретін мектеп»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 227-68-99
Есепші бөлімі:
+7(727) 301-36-73
Нашар көрушілер
нұсқасы
26
наурыз
2014

Беседа с родителями

 

 

Тема: «Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации»

 

Слово- тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоухающим цвет­ком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Словом можно убить и оживить, ранить — и из­лечить, посеять смятение и безнадежность — и оду­хотворить, рассеять сомнения — и повергнуть в уны­ние, сотворить улыбку — и вызвать слезы, породитьверу в человека - и заронить неверие, вдохновить на труд - и привести в оцепенение силы души.

(В.А. Сухомлинский)

Задачи: помочь родителям выработать продуктивные способы ре­шения конфликтных ситуаций; ознакомить родителей с особеннос­тями подросткового возраста и спецификой протекания возрастных кризисов; тренировать родителей в разрешении конфликтных ситу­аций.

Форма проведения: семинар-практикум с элементами лекции. Вопросы для обсуждения: какие чувства испытывает ребенок в пе­риод своего взросления; как нужно вести себя родителям в период взросления подростка; почему возникают конфликтные ситуации, и кто чаще всего является их инициатором.

Подготовительная работа: подготовка словаря темы; анкетирование родителей и учащихся; под­готовка материалов лекции для родителей; подго­товка ситуаций для практикума.

Ход работы:

I. Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы!

Сегодня мы пришли для того, чтобы вновь обсудить проблемы вос­питания детей в семье.

Народная мудрость гласит: «Три несчастья ждут нас в жизни: бо­лезнь, смерть и трудные дети». Первое и второе несчастье нам избе­жать не удастся. Третье несчастье зависит именно от нас, взрослых.

Мы должны помнить о том, что, поступая разумно и справедливо в каждой, даже самой драматичной ситуации, у нас есть шанс остать­ся родителями вообще и быть счастливыми родителями.

Наши дети растут, расширяется круг их общения, появляются про­блемы, большие и маленькие, решаемые легко и трудно разрешимые.

Кризисные ситуации лежат в основе взаимоотношений людей, если сфера взаимоотношений нарушена, это возвращается кризисом, стрессом и, иногда, трагедией.

Как учится ребенок, постигая науку жизни, так учится и родитель, постигая науку воспитания. Не могу не привести пример: «Благопо­лучная, воспитанная, целеустремленная девочка в компании нетрез­вых, неряшливо одетых молодых людей. После вопросу "Почему ты здесь? Что тебя сюда привело?" она рассказывает о том, что родители подрались, потому что отец хочет уйти из семьи, а мама его не пуска­ет. Девочка идет в эту компанию назло родителям, в отместку за то, что они, проявляя свой эгоизм, забыли о существовании своего ре­бенка, забыли о том, что ему совершенно небезразлично, что, и са­мое главное, как это происходит в его семье».

Причины кризиса могут быть самые разные:

—развод родителей;

—потеря близкого человека;

—алкоголизм родителей или одного из них; ^

—переживание трудной и непредвиденной ситуации (терракт);

—межличностный конфликт;

—изменение состояния здоровья;

—проблемы внешности;

—препятствия в достижений поставленной цели и т. д.
Каждая семья по-своему реагирует на кризисную ситуацию. Но

экстремальная психология выделяет три стадии реакции человека на стрессовые условия жизни:

—тревога, страх, смятение, шок;

—сопротивление, стремление адаптироваться и преодолеть труд­ности;

—истощение и уход от решения проблемы.

Наиболее частой причиной кризисной ситуации являются конф­ликты. Они могут быть:

—лично-семейные;

—профессиональные;

—межличностные, не связанные с профессиональной деятель­ностью;

—обусловленные состоянием здоровья;

—связанные с материальными затруднениями;

—обусловленные антисоциальным поведением.

Родители должны помнить, что кризисная ситуация, связанная с ребенком или семьей в целом, не рассосется сама по себе, она требу­ет активного вмешательства для ее разрешения. Для этого нужно пользоваться услугами специалистов, читать литературу, тренировать себя в разрешении конфликтной ситуации.

Родители должны помнить, что конфликтную ситуацию нельзя ре­шить следующими мерами:

 

— угрозы, указания, приказы;

•- диктовка ребенку выхода из ситуации, принятого вами, но не принятого им;

—морализаторско-менторские поучения;

—гнев, раздражение.

П. Анализ анкет родителей

Классный руководитель анализирует анкеты учащихся и родите­лей и обращает внимание на те пункты, которые вызвали самые боль­шие затруднения родителей и детей.

III.Краткая лекция школьного психолога по проблеме родительс­кого собрания

IV. Родительский практикум. Разыгрывание ситуаций, предло­женных классным руководителем

Во время практикума родители должны не только дать ответ на предложенную ситуацию, но и, по возможности, разыграть ее.

Родители делятся на группы по 4 человека и готовят небольшой сценарий предложенной им ситуации. В сценарий входит определе­ние ролей, которые будут играть сами родители, реплики, которые будут предложены для решения данных ситуаций, конкретные реше­ния, принимаемые в каждой ситуации.

После разыгрывания ситуаций можно провести дискуссию-ана­лиз, которая позволит определить отношение родителей к выполня­емому заданию. Для дискуссии могут быть предложены следующие вопросы:

—Какие конфликты возникают чаще всего в вашей семье и поче­му они возникают?

—Как вы ведете себя в конфликтной ситуации?

—Каким образом вы даете понять ребенку, что он не прав?

—Как вы даете понять ребенку, что он прав?

—Способны ли вы принять точку зрения ребенка?

—Способны ли вы аргументировать непринятию вами точку зре­ния ребенка?

—Какие формы поощрения и наказания вы используете в своей
семье?

—Отличаются ли ваши формы наказания от тех, которые вы ис­пользуете по отношению к собственным детям?

—Расходятся ли ваши формы наказания детей в семье?

—Скрываете ли вы от мужа или жены проступки собственных детей?

V. Подведение итогов

Классный руководитель предлагает родителям «выбросить» те ме­тоды и приемы воспитания, которые могут привести к кризисной си­туации в семье. Для этого он раздает всем родителям конверты и ли­сток бумаги.

Родители должны обдумать все то, что они услышали и увидели в ходе родительского собрания, а затем изложить на своем листочке бумаги все то, что они хотели бы выбросить и забыть как средство воспитания своих детей.

Родители заполняют свои листочки и заклеивают их в конверты, классный руководитель предлагает прочитать эти листочки на пос­леднем родительском собрании в 11 классе, когда ребята будут ухо­дить из стен школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Похожие публикации:

04 сәуір 2018 Устав школы