Алматы қаласы Білім басқармасының
«№37 жалпы білім беретін мектеп»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 227-68-99
Есепші бөлімі:
+7(727) 301-36-73
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников
06
қаңтар
2021

Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников

1

Тема

Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников

 

2

Докладчик

Бегалиева Светлана Турановна

Учитель русского языка и литературы

3

Целевая аудитория

КГУ ОШ № 37

4

Форма проведения

Онлайн

 

План выступления:

  1. Приветствие.
  2. Тема: Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников.
  3. Выступление.
  4. Дискуссия (вопросы-ответы).
  5. Заключение.

Каждый учитель хотел бы, чтобы его ученики учились с интересом и желанием. Но подчас приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Мы понимаем, что ученика нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознает потребности в них. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, необходимо, чтобы задачи, которые ставились перед ним в ходе учебной деятельности, были не только ему понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для ученика и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Стандартным способом часто является попытка учителя стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, ученика переживают, но и это не всегда помогает.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установкамиученика.

Следует различать понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще не побуждает его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими.

Сами по себе знания, которые учащийся получает в школе, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ученика побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения. Выделяют следующие типы мотивации, связанные с результатами учения:

  • мотивация, которая условно может быть названа отрицательной.Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, преподавателей, однокурсников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;
  • мотивация, имеющая положительныйхарактер, которая может выступать в двух формах: мотивация, связанная с результатом учения (условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п.), мотивация, связанная с целью учения (условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика.

Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.

 В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др.

Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации (стремлению к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний). Познавательный интерес - сильный внутренний мотив и как мотив учения носит бескорыстный характер. Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.

Следует выделить три основных фактора, влияющих на формирование учебной мотивации:

  • ощущение самостоятельности процесса поиска знаний ;
  • ощущение свободы выбора ;
  • ощущение успешности (компетентности).

Рассмотрим эти факторы подробнее.

Фактор 1. Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний.
«Мы это поняли, узнали, придумали сами!»

Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм, вовлечение учеников в исследовательскую деятельность. Это даёт ученику замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем. Для этого можно использовать технику «Проблемные вопросы».

Техника «Проблемные вопросы»

Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться. Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ученику приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях. Важно поощрять учеников, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать. Можно рассказать, как возникло это знание, чтобы у обучаемых появилось ощущение, что они являются соучастниками рождения нового знания.

Фактор 2. Ощущение свободы выбора:

« Мы можем выбирать!»

Потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. Инициатива ученика быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни.

Однако, необходимое ощущение свободы может быть достигнуто Нужно хорошо понимать, что чем меньше будет с нашей стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес учащихся к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. Таким образом, чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем лучше. Вы можете решить сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора — это могут быть темы для творческих заданий, презентации, доклада, решение задач по выбору, способ сдачи пройденных тем, и т.д.

 

Фактор 3. Ощущение компетентности.

«У меня это получается, я понял, я умею!»

Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Ученик  хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ученику. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая учениов планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.

В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Например, оценка знаний во время опроса информирует ученика о состоянии его знаний, об успехе или неуспехе в данной ситуации. Каждая из этих сторон оценки на уроке в той или иной форме является побуждением к действию или к знанию и в этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой. Все исследователи приходят к выводу, что этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других особенностей личности.

Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время уученика, недостаточно мотивированного, успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.

Используя вышепредложенные техники, можно повысить уровень положительной мотивации ученика и дать возможность почувствовать его активным участником учебного процесса, более самостоятельным и компетентным.

 

Похожие публикации:

04 сәуір 2018 Устав школы